Борьба с оффшорами

Российские борцы с оффшорами │ InternationalWealth.info

Борьба с оффшорами

По мере углубления финансового и экономического кризиса правительства самых разных стран начали атаку на оффшоры, стремясь пополнить свои бюджеты за счет предприимчивых и состоятельных частных лиц и компаний и Россия не стала исключением.

В этой статье я приведу конкретные факты и примеры того, как именно выражается государственными органами контроля и надзора Российской Федерации антиоффшорное противостояние.

По причине того, что я не являюсь и некогда не являлась гражданкой России или какой либо из стран СНГ, мне легче смотреть на ситуацию объективно и без эмоций.

Эмоции возникают как раз таки у органов контроля и надзора, когда они понимают, что деньги из России утекают не тонким ручейком, а быстрой и полноводной речкой. Речка настолько бурная, что быстро меняет свое русло. Если на пути течения встают преграды.

Эксперты считают, что за последние 10 лет в налоговые гавани из России было выведено более 200 млрд. долларов. Естественно, что государство, видя такие крупные суммы, не может оставаться равнодушным к оффшорной теме. Попытки возвратить уже утекшие и продолжающие утекать инвестиции в Россию будут предприниматься постоянно.

Так как мы с вами уже выяснили, что оффшоры будут существовать если не вечно, то очень долго (Вечная жизнь оффшоров и налоговых гаваней.

А вы задумывались о том, какие контрольные мероприятия по борьбе с оффшорами следует учитывать российским компаниям? Вы задумывались, кто еще кроме налоговой с оффшорами борется и каким образом? Я задумывалась, так как безопасность моих клиентов для меня важна и я предоставляю консультации с учетом реальных возможностей контролирующих организаций той или иной страны.

В СССР слово оффшор жители стран СНГ вообще не знали. Открывшись миру, российские бизнесмены получили все плюсы и минусы этой открытости и столкнулись с оффшорами. Если пользоваться оффшорами беспечно, то, можно потратить за рубежом больше, чем составило бы количество сэкономленных налогов. Используя оффшоры не осторожно, можно потерять права собственности для себя и своих наследников.

Во многих странах есть налоговые льготы или налоговые режимы, которые позволяют существенно снижать налоги применительно к отдельным видам деятельности. Подобные государства не рассматриваются как оффшорные. Тем не менее, капиталы из других стран они оттягивают.

И здесь бывает зачастую сложно оценить, являются ли подобные меры экономической политикой государства по поддержке определенного региона или сферы деятельности или локальным оффшором. Классический пример, Парагвай.

Приехав сюда один раз вы можете оформить ПМЖ в Парагвае и стать налоговым резидентом в стране, где личный доход полученный за рубежом налогом не облагается.

В России правила работы с оффшорными компаниями определяют следующие государственные органы. Я привожу краткий список из семи главных и наиболее сильных и обладающих властью, борцов с оффшорами в Российской Федерации:

1

Президент и Правительство Российской Федерации.

Зачем ему борьба с оффшорам? Для госбюджета в первую очередь. Чтобы миллиарды уже высланные в оффшорные зоны вернулись на родину президентом были приняты очень разумные меры. Например,решение об амнистии капитала.

С 1 марта 2007 года (дата вступления Закона в силу) и до конца 2007 года физические лица и индивидуальные предприниматели могли за 13 % перевести в Российские банки деньги от доходов полученных с 1 января 2001 года до 1 января 2006 года. Платеж считался своевременной уплатой налога, и банки не имели права задавать вопросы об источниках происхождения данных капиталов.

Более того, по вопросам прихода и наличия таких средств не могли возбуждаться уголовные или административные дела. В результате амнистии в России легализовали 28 миллиардов рублей.
Чтобы устранить проблемы наследования капиталов, осевших в оффшорных зонах, в Налоговый кодекс Российской Федерации были внесены изменения о порядке наследования.

Доходы, полученные от физических лиц в порядке наследования, не подлежат в России налогообложению, за исключением доходов, полученных от авторских и лицензионных договоров.

2

Центральный банк России.

Итак, мудрым решением Президент России привлек в экономику России 28 миллиардов. Зачем же центральному банку бороться с оффшорами? Все очень просто – озабоченность оттока капитала за границу. Российские банки и центральный банк теряют деньги на том, что Россия не является оффшорной зоной. Россия слишком велика, чтобы стать оффшорной юрисдикцией.

3

Федеральная налоговая служба России.

Мотивация у налоговой службы очень сильная. Это их работа. Чем больше налогов соберут чиновники налоговой службы, тем выше будут у них премии. В отличие от деятельности Центрального Банка, налоговые органы анализируют деятельность налогоплательщика по совокупности факторов.

И зачастую на практике бывает, что, несмотря на то, что все документы собраны правильно, соответствуют предъявляемым требованиям, по совокупности факторов  налоговые органы считают, что налогоплательщик является недобросовестным, извлекает необоснованную налоговую выгоду и пр.

На странице моего блога об оффшорных компаниях и иностранных банковских счетах вы можете найти отдельную статью о том, как налоговая служба ловит недобросовестных налогоплательщиков.

Налоговые органы контролируют правильность применения цены по сделке (в которой участвуют, в том числе и нерезиденты) в следующих случаях:

  • взаимозависимые лица;
  • бартерные операции;
  • внешнеторговые сделки;
  • существует явное отклонение от рыночной цены

4

Федеральная таможенная служба России.

Эта служба контролирует таможенные аспекты внешнеторговых операций с оффшорами, так как оффшорные компании очень часто используются для снижения таможенных пошлин на Российской границе. Например, благодаря успешной борьбе с использованием оффшоров при ввозе мобильных телефонов на территорию России таможенные платежи, поступающие в бюджет, выросли в 2005 году более чем в 40 раз.

Эффективность таможенной службе в борьбе с оффшорами многократно возрастет, когда у нее появится единая база с налоговой. Таможенные органы для реализации своих функций наделены очень широкими полномочиями в уголовно-правовой и административно-правовой сфере.

Обладая полномочиями органов дознания и органов следствия, они могут привлекать лиц к уголовной и к административно-правовой ответственности.

5

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора – Росфиннадзор (орган, осуществляющий валютное регулирование и валютный контроль).

Эта организация обладает полномочиями по привлечению лиц к административной ответственности за нарушение валютного законодательства, а также может инициировать возбуждение уголовного дела, которое осуществляют соответствующие органы следствия и дознания.

6

Федеральная служба финансового мониторинга – (орган, ответственный за противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем).

ФСФМ не обладает полномочиями в уголовно-правовой и административно-правовой сфере. Она может лишь приостановить операции по счету в резидентном банке, если такая операция окажется ему подозрительной, и затребовать дополнительную информацию самостоятельно или через агентов валютного контроля (уполномоченные банки).

7

Уполномоченные банки (резидентные банки Российской Федерации, являющиеся агентами валютного контроля).

Они вынуждены бороться с оффшорами по приказу центрального банка. Российские банки являются агентами валютного регулирования и проверяют сделки резидентов, а также сделки, заключаемые российскими компаниями с нерезидентами – физическими лицами и оффшорами.

Несмотря на старания и полномочия великолепной семерки налоговые гавани будут активно использоваться. Российские компании по – прежнему будут создавать совместные предприятия с оффшорами. Для многих российских компаний регистрация фирмы в оффшоре позволяет рассчитывать на решение коммерческих споров в европейских судах, что чрезвычайно важно при работе со странами ЕС.

Вас, возможно, удивит, что некоторые государственные корпорации и компании уходят в оффшоры, так как российское законодательство не всегда отвечает рыночным реалиями и не предоставляет тех возможностей, которые присутствуют в цивилизованных оффшорах.

Активное использование трастов способствует защите имущества в случае разнообразных внутренних конфликтов и способствует надежному сохранению контроля над своими активами со стороны собственников. Некоторые состоятельные российские бизнесмены защищаются, таким образом, от судебных исков и имущественных претензий со стороны своих бывших жен.

Одно должно быть ясно любому Российскому предпринимателю. Работать по-старому уже нельзя. Вы можете обратиться за консультацией о том как работать с оффшорными компаниями в условиях современного законодательства РФ по е-майлу: info@offshore-pro.info

Иностранный Банк Иностранный Банковский Счет

Источник: https://internationalwealth.info/offshore-legislation-acts/fight-against-offshore-in-russia/

Изменения в законе об оффшорах в 2020 году

Борьба с оффшорами

Борьба с оффшорными зонами стала насущной проблемой как российских чиновников, так и мирового экономического сообщества. Основная причина тому — утечка капиталов с внутреннего рынка в обход государственной казны.

В связи с этим был принят ряд нормативных актов, направленных на ограничение использования данных территорий российскими компаниями. Какие именно изменения принес закон об оффшорах в 2020 году, мы и попытаемся выяснить.

«Черные» списки

В качестве способа борьбы с оффшорными зонами многие страны выбирают составление так называемых черных списков территорий, операции на которых, возможно, и не запрещены, но точно попадают под особый контроль. Каждая страна имеет ряд собственных подобных перечней, составленных уполномоченными ведомствами. Не является исключением и Россия.

В 2019 году список, утвержденный Минфином, включает 108 государств и 18 территорий, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами.

В него вошли: Сент-Китс и Невис, Вануату, Королевство Бахрейн, Гибралтар, Бермуды, Сянган (Гонконг), КНР, Бруней-Даруссалам, Союз Коморы, Лихтенштейн, Мальдивы, остров Лабуан (Малайзия), Ниуэ, ОАЭ, Доминика, Багамы, о.

Анжуан, Маврикий, Монтсеррат, Монако, Палау, острова Теркс и Кайкос, Либерия, Аомынь (Макао), Нидерландские Антилы, Науру, острова Кука, острова Кайман, Гренада, Сан-Марино, Самоа, Сент-Люсия, остров Мэн, Сейшелы, Нормандские острова, Белиз, Сент-Винсент и

Гренадины,Антигуа и Барбуда, Ангилья, Маршалловы острова, Панама, Андорра.

В 2013 году из этого списка была исключена республика Кипр, в 2015 – Республика Мальта, в 2018
— Британские Виргинские острова.

Следует отметить, что данный список имеет значение, когда речь идет о возможности применения ставки по налогам, равной 0%. Таким образом, получить нулевой процент налогообложения могут компании, которые соответствуют следующим требованиям:

  • российская компания, которая намерена получить дивиденды, владеет половиной акций компании, которая их выплачивает, на протяжении не менее 1 года;
  • иностранная компания, которая является плательщиком дивидендов, расположена в стране, не вошедшей в данный список.

Если же данные требования не соблюдены, тогда оффшорное законодательство устанавливает налог на прибыль в размере 9%.

С 1 апреля 2019 года список, утвержденный ФНС, включает в себя 111 государств и 22 территории, которые обеспечивают льготные условия обложения налогами и не предоставляют сведения при проведении операций с финансами. В сравнении с прежней редакцией из этого списка исключены Великобритания, Швейцария, Австрия, Израиль, Мальта, Абхазия и Южная Осетия.

Борьба с оффшорами

Борьба с оффшорами началась еще в 2008 году в период мирового финансового кризиса.

В 2009 году Организация по экономическому сотрудничеству и развитию обнародовала так называемые черный, белый и серый списки оффшорных зон.

При этом следует отметить, что страны-участницы G20 выразили свое намерение применить самые жесткие санкции против тех, кто оказался в черном и сером списке, вплоть до запрета вложения финансов в эти зоны.

Результатом стало полное исчезновение черного списка и сокращение серого всего до двух позиций – Ниуэ, Науру.

Российская сторона, в свою очередь, не остается в стороне от данного процесса. В марте текущего года она ратифицировала Конвенцию относительно взаимной административной помощи по вопросам налогов. На сегодняшний день участниками этой Конвенции являются 70 стран.

В понятие помощи участники соглашения вкладывают следующее:

  • обмен информацией;
  • проведение одновременных проверок по налогам;
  • содействие во взимании налогов;
  • помощь в вопросе вручения документов плательщикам налогов.

Конвенция также предусматривает обмен налоговой информацией. К данному пункту Россия присоединилась с 2018 года. Начиная с 1 января указанного периода, налажен автоматический обмен информацией между странами.

Согласно шестой статье данного документа, страны-участницы не имеют право отказывать в предоставлении сведений лишь в том случае, если они представляют собой тайну банковского или профессионального порядка.

Таким образом, закон об оффшорах предусматривает, что российскому Минюсту больше нет необходимости обращаться с запросом в аналогичное иностранное министерство и ждать, пока суд решит удовлетворить или не удовлетворить ходатайство.

Во второй половине 2014 года произошло знаменательное событие для российского законодательства. Был принят закон о «контролируемых иностранных компаниях», иначе говоря, антиоффшорный закон. В ноябре документ был одобрен Советом Федерации и вступил в силу с 1 января 2015 года.

Если говорить коротко, то, согласно этому закону, использование оффшоров в России стало бессмысленным в связи с тем, что теперь появилась необходимость задекларировать всю цепочку проведенной операции.

Как известно, основная причина использования оффшоров – это даже не столько льготное налогообложение, сколько возможность сокрытия бенефициарных владельцев, утаить которых теперь закон об оффшорных зонах не позволяет.

Таким образом, начиная с 1 января 2015 года, лица, которые являются владельцами зарубежных компаний или принимают в них долевое участие, должны незамедлительно сообщить об этом в налоговую службу. При этом данное предписание касается не только тех компаний, которые расположены в оффшорных зонах, а и резидентов любых других территорий.

Отдельно следует отметить само понятие «контролируемая иностранная компания» — КИК. Под данным понятием подразумевается организация, которая не является налогоплательщиком в российский бюджет, но контролируется им. Контролировать данную компанию будет физическое или юридическое лицо, которое владеет определенной частью пакета акций этой компании. С

2016 года это 25%.

Ранее российские компании, владеющие указанным уставным капиталом в иностранном бизнесе,
должны были предоставлять отчет о прибыли, которая превысила 50 миллионов рублей.

С 2016 года данный показатель снизился до 30 миллионов, а к 2017 — и вовсе к 10 миллионам.

В случае несоблюдения данного предписания антиоффшорный закон предусматривает наказание. Минимальный штраф — 100 тысяч рублей. А в качестве максимальной меры пресечения незаконных действий избрано тюремное заключение сроком на 6 лет.

Дополнительно отмечается, что налоговым резидентом в РФ считается лицо, которое пребывает на территории страны более 183 дней из 12 месяцев налогового периода. Соответственно, данный закон не распространяется на тех российских граждан, которые проживают за рубежом. Более подробно о том, как работает оффшорный бизнес в России, можно почитать тут.

Таким образом, на сегодняшний день единственный законный способ владения оффшором без заявления о владельце – иммиграция. Но здесь возникает другой вопрос.

Став гражданином любой развитой страны, к примеру, США или Великобритании, данному гражданину придется задекларировать в полном объеме весь доход, который он получает по всему миру.

Здесь же следует отметить, что оформление второго гражданства без отказа от российского никак не влияет на обязательства гражданина перед российским налоговым законодательством.

Единственным способом сохранить конфиденциальность сведений является выезд в страну, где совершенно отсутствует подоходный налог.

В данный момент к ним относятся Монако и ОАЭ, вопрос только в том, что ни один бизнесмен не может и не хочет проживать постоянно в этих странах.

Отсюда можно сделать вывод: в ближайшие годы оффшорные схемы ожидает еще большее падение, что только на руку отечественной экономике.

Что такое оффшоры и как с ними работать:

Источник: https://schetavbanke.com/offshor/obshhie-svedeniya/zakon-ob-offshorah.html

Закат эпохи офшоров. Как страны борются с оптимизацией налогообложения

Борьба с оффшорами

После расцвета «оффшорной индустрии», обеспечивавшей конфиденциальность и сохранность активов, а также позволявшей существенно экономить на налогах, правила игр и экономическая инфраструктура в последнее десятилетие претерпели существенные изменения.

Международное сообщество развивает и вводит все новые инструменты, позволяющие усилить контроль над деятельностью своих граждан и корпораций, а также расширяющие возможности по получению различной финансовой информации.

 Государства объединяют усилия — сотрудничество в данной области уже происходит безотносительно политики, так как правительства, очевидно, поняли, что без международной круговой поруки успех каждого отдельного звена может оказаться под угрозой, а интересы большинства все-таки сходятся.

Показательно дело бывшего российского банкира Сергея Пугачева. Оно наглядно продемонстрировало обширные возможности заинтересованных сторон по сбору информации и запуску деофшоризационного механизма при плотном взаимодействии российской стороны с иностранными финансовыми институтами и государственными органами. Что дальше?

Несмотря на то, что оптимизация налогообложения с использованием офшорных схем существует давно, серьезное межгосударственное обсуждение началось только в 2012 году. Представителями правительств основных развитых стран в рамках Большой двадцатки (G20) официально был поднят вопрос искусственного перевода налогооблагаемой прибыли в безналоговую или низконалоговую юрисдикцию.

Впоследствии, начиная с 2013 года, в рамках Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) составлялся План Мероприятий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения (Base Erosion and Profit Shifting или План BEPS). Этот план утвердили все страны-члены ОЭСР и страны G20 (включая Россию), согласившись сотрудничать на равной основе в вопросах установления стандартов и мониторинга хода выполнения намеченных мероприятий.

Сами мероприятия представляют собой описание проблемных областей, в отношении которых необходимо предпринять конкретные действия. Такие области, среди прочего, включают:

– усовершенствование налогового законодательства (например, правила о контролируемых иностранных компаниях, налогообложение финансовых схем, контроль цен сделок, злоупотребления соглашениями об избежании двойного налогообложения);

– внедрение новых правил налогообложения в рамках «цифровой экономики»;

– повышение эффективности взаимодействия государств для целей выполнения Плана BEPS с разработкой многосторонних инструментов и единых стандартов обмена информацией между странами.

С принятием достаточно конкретного Плана BEPS ситуация начала развиваться стремительно — как на международном уровне, так и на уровне законодательства участвующих государств.

На примере России можно наблюдать, что за последние пять лет такие меры повлекли существенные изменения в местном налоговом законодательстве, уже качественно изменившие подходы контролирующих органов к мониторингу и контролю и затронувшие практически весь без исключения бизнес.

В 2017 году коллегиально многими государствами были приняты важные документы и решения, что подтвердило фактическую готовность государств сотрудничать между собой, не взирая на политические разногласия.

Так, была подписана Многосторонняя конвенция по выполнению Плана BEPS, членом которой стала и Россия. Данная Конвенция позволяет внедрять согласованные государствами меры по ограничению налоговых льгот для международных структур без внесения изменений в уже действующие международные соглашения.

Утверждены новые виды межстрановой отчетности, позволяющие сопоставить обороты и цены в рамках международных групп компаний и выявить центры прибыли, сформированные в низконалоговых юрисдикциях за счет налоговых манипуляций. Россия также присоединилась к данным стандартам.

В рамках ЕС вступила в силу IV Директива о Противодействии отмыванию денежных средств и финансированию Терроризма, на основании которой, каждая страна-член ЕС обязуется ввести реестр бенефициаров зарегистрированных компаний.

Следует обратить внимание, что бенефициары — это не непосредственные владельцы компаний (например, трасты или оффшоры, за которыми раньше пытались спрятать известные и не очень фамилии), а те самые реальные конечные владельцы бизнеса и активов.

Директивой предусмотрено, что данные из реестра могут быть доступны различным категориям заинтересованных лиц, не ограниченным только контролирующими органами. В отдельных странах реестры уже собирают (например, во Франции, Италии, Германии и Ирландии), а данные из них потенциально смогут получить все желающие.

Например, такой реестр в Великобритании является открытым, и любой пользователь сети Интернет может получить персональную информацию владельцев британских компаний, официально проживающих, скажем, на ул. Тверская в городе Москва в России.

Аналогичный реестр будет составляться и в России уже на основании локального законодательного акта.

В качестве важного дополнения ко всем принятым и находящимся в процессе разработки мерам с 2017 года стартовал международный обмен информацией по единым стандартам – (Common Reporting Standards или CRS), без которого их эффективность оставалась под вопросом. Страны присоединяются к обмену постепенно в два этапа в течение двух лет, первый из которых уже запущен с сентября 2017 года.

В таком обмене участвуют не только развитые и, очевидно, наиболее заинтересованные в получении информации страны, но и большинство классических офшоров – например, БВО, Каймановы острова, Панама.

Участие оффшоров объясняется давлением западного сообщества, в том числе включающим экономические меры и налоговые ограничения, делающие их использование невыгодным для международных структур и владельцев бизнеса.

В настоящее время (по состоянию на февраль 2018 года) всего в обмене насчитывается 147 стран-участниц, в будущем ожидается присоединение и новых членов. С некоторыми из не участвующих в настоящее время стран получение информации по-прежнему возможно на базе международных соглашений.

Россия присоединяется к обмену на втором этапе с сентября 2018 года, и, вопреки ожиданиям некоторых лиц, уже подтверждено, что она будет обмениваться информацией с 73 странами, включая Швейцарию, Великобританию, Кипр, БВО, Каймановы острова.

В стороне от многостороннего обмена пока остались США, имеющие собственную эффективную систему сбора финансовой информации о своих гражданах — FATCA. Однако, нужно признать, что европейский CRS во многом повторяет американский опыт и строится на похожих принципах.

Важно отметить, что информация для обмена поступает через контролирующие органы от финансовых институтов — банков, страховых организаций, инвестиционных и брокерских структур. Иными словами, из всех возможных источников, содержащих финансовую информацию о частных капиталах и имуществе.

Описанные нововведения позволяют государствам получить полную картину о текущем благосостоянии своих граждан без учета границ, сопоставив информацию как из внутренних, так и из внешних источников. Также естественно, что полученная информация может быть основанием для проведения более глубокого расследования и изучения всех связанных и интересующих контролеров обстоятельств.

Безусловно, такие данные должны быть соответствующим образом отработаны, однако это является только вопросом времени и, учитывая заинтересованность государств, скорее всего, достаточно короткого.

Источник: https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/356297-zakat-epohi-ofshorov-kak-strany-boryutsya-s-optimizaciey

Налоговые изменения 2020: что делать с офшорами? — Право на vc.ru

Борьба с оффшорами

Россия активно меняет налоговые соглашения с другими государствами: Кипр, Мальта и Люксембург уже приняли новые правила, Швейцария, Нидерланды и Гонконг в стадии переговоров. Что происходит, чем это грозит и как с этим справиться — кратко разбираем в этой заметке и чуть подробнее в путеводителе.

В марте президент объявил о повышении налога на дивиденды и проценты, которые выплачиваются из России за рубеж в «офшорные» юрисдикции. Для этого России необходимо пересмотреть условия соглашений об избежании двойного налогообложения («СИДН») с другими странами которые устанавливают порядок уплаты и размер ставок.

Пересмотр СИДН коснется всех российских корпоративных структур, в которых есть иностранные компании. В этой заметке мы рассмотрим самый простой кейс, где российская компания («РусКо») платит дивиденды и проценты по займам в пользу иностранной (материнской) компании («ИнКо»).

Допустим, РусКо платит дивиденды своему акционеру — ИнКо.

Фактически РусКо отдает ИнКо доход, источником которого является заработанная в России прибыль, и на этом основании Россия может удерживать налог, который так и называется — налог у источника или “witholding tax”. Однако иностранное государство, в котором находится ИнКо, также скорее всего обложит дивиденды налогом как доход налогового резидента.

Очевидно, что в этом случае налог возникнет дважды, что не совсем справедливо экономически и не способствуют развитию международной торговли и привлечению иностранного капитала.

Чтобы исправить эту ситуацию и были придуманы СИДН. Они устанавливают правила налогообложения трансграничных выплат, в том числе льготные ставки налога у источника и правила зачета уже уплаченных с дохода налогов. Так, при выплате дивидендов налог может составить 5-10%, вместо 15% по общим правилам НК РФ, а по процентам ставка может быть снижена до 0% вместо 20%.

Применение льгот по СИДН возможно при соблюдении ряда правил и доступно только налоговым резидентам государств которые заключили СИДН.

При выплате в РФ правила будут применяться зеркально — налог у источника будет удерживать государство выплаты.

Buzko Legal

Существуют государства, с которыми обычно не заключают СИДН, так называемые «офшоры». Особенность этих стран — большое количество льгот для бизнеса.

Регистрация компании в офшорах зачастую не требует существенных вложений, а информация о бенефициарах закрытая.

Офшоры они находятся «вне» международных инициатив по борьбе с уклонением от уплаты налогов (например, автоматического обмена налоговой информацией и пр.).

Для перевода средств в офшоры используются «транзитные» страны, с которыми заключены СИДН и возможно применение налоговых льгот. Такие страны участвуют в международных инициативах, но могут предоставлять для бизнеса отдельные льготы внутри страны. Например у Кипра есть СИДН с Россией, при этом полученные дивиденды и проценты не облагаются на Кипре налогом на доход.

Россия предлагает поднять ставку налога у источника в СИДН до 15%, что делает невыгодными выплаты за рубеж с целью исключительно налоговой экономии.

В отношении процентов, максимальный рост налоговой нагрузки может составить 15%. Сейчас проценты освобождены от налогообложения во многих СИДН. Buzko Legal

Если страны не примут предложение России, СИДН может быть расторгнут. Это грозит негативными последствиями не только для компаний, но и для физических лиц и увеличивает риск двойного налогообложения.

Для тех, кто владеет ИнКо в качестве личного холдинга или имеет ИнКо в корпоративной структуре, налоговая инициатива президента могла стать неожиданностью. Сейчас трудно предсказать как именно будет развиваться ситуация в целом, но для тех, кого коснется инициатива, есть несколько базовых вариантов действий:

  1. Ничего не делать.

    Возможно, изменения не затронут ваш бизнес, или повышение ставки не будет для вас существенным

  2. Изменить структуру финансовых потоков и избежать выплаты дивидендов и процентов в спорные юрисдикции
  3. Ликвидировать иностранную компанию. Особенно актуально для исторически слоившихся компаний-рудиментов
  4. Перенести («редомицилировать») компанию:
  • В другую иностранную юрисдикцию, или
  • В Россию, в специальные административные районы («САР») с особыми условиями налогообложения (так называемые «российские офшоры»)

Наглядная иллюстрация возможных вариантов действий. Buzko Legal

Важно помнить, что все эти варианты имеют свои плюсы и минусы.

Так, редомициляция может обойтись вам в несколько раз дороже, чем повышенная ставка налога, требования САР могут не подойти вашему бизнесу, а неверное изменение финансовых потоков только увеличит налоговую нагрузку.

Прежде чем выбирать тот или иной вариант, стоит определить, как именно изменения СИДН скажутся на вашем бизнесе и какие варианты корпоративной реструктуризации существуют.

В целом сейчас самый подходящий момент провести аудит текущей структуры, почистить исторически сложившиеся элементы и адаптировать бизнес к изменившимся обстоятельствам и новым направлениям развития.

Подробнее о разных вариантах реструктуризации вы можете узнать в путеводителе.

Статья подготовлена Софьей Енгуразовой совместно с Романом Бузько из Buzko Legal.

Источник: https://vc.ru/legal/155212-nalogovye-izmeneniya-2020-chto-delat-s-ofshorami

Противостояние оффшорам и налоговое планирование | GSL

Борьба с оффшорами

За несколько последних лет многим офшорным юрисдикциям пришлось радикально пересмотреть свое законодательство в свете рекомендаций международных организаций, противодействующих отмыванию денежных средств. Основными результатами такой ревизии стало ужесточение банковского регулирования, повышение прозрачности корпоративных структур и межгосударственный обмен налоговой информацией.

Изменения отражаются на привлекательности офшорных зон. Исчезает возможность вести деятельность в офшорах в рамках прежних схем. Количество офшоров сокращается, часть из них уже сейчас перестает быть таковыми.

Некоторые юрисдикции находятся в «черных списках» международных организаций, что делает регистрацию компаний на их территории малопривлекательной.

В то же время часть офшорных государств прилагают усилия, чтобы приспособиться к новым условиям и изменить собственное законодательство в соответствии с требованиями международного сообщества.

В связи с этим разберемся, каковы сейчас основные тенденции антиофшорной кампании, проводимой развитыми странами в отношении низконалоговых и безналоговых (офшорных) территорий, какие институты задействованы в этой кампании. И какие требования предъявляются этими институтами к финансовым и налоговым системам развитых государств, в том числе и России.

АНТИОФШОРНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

В настоящий момент можно выделить два основных направления политики развитых государств в отношении офшорных территорий:

– борьба с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма;

– борьба с нечестной (вредоносной) налоговой конкуренцией.

Казалось бы, борьба с отмыванием криминальных капиталов – благое намерение, лишь косвенно связанное с налогообложением. Тогда как борьба с вредоносной налоговой конкуренцией связана с налоговым планированием напрямую.

Но на самом деле на налоговое планирование влияют оба указанных направления. Меры, предпринимаемые развитыми странами в их рамках, привели к тому, что многие офшорные схемы снижения налогового бремени устарели.

Кроме того, усилилось давление на международные холдинги, перераспределяющие денежные средства между компаниями-резидентами нескольких государств.

Россия заключила несколько десятков договоров об избежании двойного налогообложения.

Все эти договоры разрабатываются и подписываются на базе Единой конвенции экономического сотрудничества ООН, согласно которой за пределами соглашений должны оставаться косвенные налоги (НДС, оборотные налоги, таможенные акцизы и сборы).

Речь, как правило, идет только о налогообложении пассивных доходов (проценты, дивиденды, доходы от движимого и недвижимого имущества, постоянного представительства).

Кроме того, Банк России (на уровне инструкций, рекомендаций, писем) установил фактически обязательное для исполнения коммерческими банками усиление контроля над операциями покупки физически лицами ценных бумаг и иностранной валюты. А также за операциями, проводимыми кредитными организациями.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Существует целый ряд международных организаций, деятельность которых направлена на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также с вредоносной налоговой конкуренцией. Наиболее авторитетными из них являются: ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) и ОЭСР (Organization for Economic Co-operation and Development OESD).

ОЭСР: БОРЬБА С ВРЕДОНОСНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана ведущими странами Европы и США. Эта межправительственная организация в рамках своих полномочий предлагает рекомендации, которые являются фактически обязательными для государств-участников. Эти рекомендации можно разделить на три основные группы:

Рекомендации по внутреннему законодательству. Это рекомендации по введению в налоговые системы стран-участниц ОЭСР правил, ликвидирующих выгоды от использования офшоров (законодательство о контролируемых иностранных компаниях); по облегчению доступа налоговых властей к банковской информации; по отчетности резидентов в отношении зарубежных операций.

Рекомендации по межгосударственным соглашениям.

Они предусматривают внесение в межгосударственные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) стран-участниц ОЭСР положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов, а также отказ от заключения налоговых договоров с офшорными юрисдикциями (налоговыми убежищами). Кроме того, государствам-членам ОЭСР рекомендуется вносить в межгосударственные налоговые соглашения положения, препятствующие использование таких договоров офшорными компаниями.

Рекомендации по обмену налоговой информацией с другими странами. Такие рекомендации предписывают создать постоянно действующий межгосударственный форум по вредоносной налоговой конкуренции.

В его задачи входит контроль за соблюдением рекомендаций ОЭСР странами-членами соглашения; подготовка официального списка «налоговых убежищ»; воздействие на «налоговые убежища» через страны, имеющие с ними близкие связи; разработка принципов правильного налогового администрирования и организация взаимодействия со странами, не входящими в ОЭСР.

РЕКОМЕНДАЦИИ ФАТФ

Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) была учреждена ведущими мировыми державами. ФАТФ вырабатывает рекомендации, призванные усовершенствовать внутреннее законодательство стран по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма.

Организация имеет свои региональные структуры, среди которых Азиатско-Тихоокеанская группа (APG), группа стран Карибского бассейна (CFATF), группа стран Южной и Восточной Африки (ESAAMLG), комитет экспертов Совета Европейского сообщества по оценке мер противодействия отмыванию денег (PC-R-EV), который обобщает практику в области унификации законодательства в области финансов.

Свои принципы работы ФАТФ отразила в документе «40 рекомендаций». Рекомендации были приняты в апреле 1990 года и ежегодно претерпевают изменения в рамках нового понимания тех или иных рекомендаций.

Рассмотрим наиболее важные из них более подробно с точки зрения их влияния на международное налоговое планирование у российских компаний.

Отмывание доходов, полученных преступным путем, относится к уголовным преступлениям. Россия последовательно выполняет данную рекомендацию – в Уголовный кодекс такие статьи уже включены (например, 174, 174.1).

Анализ объективных фактических обстоятельств считается  достаточным доказательством вины. В международной практике немного искажено понятие «презумпции невиновности».

Как правило, общаясь с банкирами, адвокатами, аудиторами за рубежом, российская компания вынуждена доказывать свою невиновность.

И если возникнет какое-либо сомнение в благонадежности, иностранные финансовые органы могут просто прекратить сотрудничество с такой компанией либо будут оказывать повышенное внимание ее деятельности и предъявлять избыточные требования.

Национальное законодательство о банковской деятельности не должно препятствовать реализации Рекомендаций ФАТФ.

На сегодняшний день эта рекомендация воспринята в международной банковской практике следующим образом: банки как агенты влияния превращены в дублирующие квазигосударственные органы по контролю за деятельностью своих клиентов.

Фактически в каждой стране в настоящее время существует установленная законом процедура по раскрытию банковской информации и предоставлению сведений о клиентах по запросу различных государственных правоохранительных структур.

Однако некоторые страны и банки (например, Швейцария) не сотрудничают по таким вопросам. Поскольку сделали оговорку в международных конвенциях о том, что если это преступление не является таковым на территории их страны, они вправе отказаться от сотрудничества.

В свете этой рекомендации ФАТФ не стоит верить категоричным заявлениям банков о конфиденциальности. Поскольку для финансовых учреждений установлена ответственность «за недоносительство», и в то же время ответственность за оповещение клиента о «доносе».

Любой клиент финансового учреждения должен быть надлежащим образом проверен. В рамках данной рекомендации финансовые учреждения должны обеспечивать сбор и хранение информации о клиентах, включая установление бенефициарного владельца юридического лица. При этом банкам предписывается самостоятельно перепроверять предоставленную клиентом информацию.

Так, банки должны проводить идентификацию клиента, подтверждение его личности. Если раньше банки принимали ксерокопии паспортов, подтверждающие личность клиента как бенефициара-владельца, то в настоящее время банк, как минимум, требует личной встречи с этим человеком.

Кроме того, на сегодняшний день фактически ни в одном зарубежном банке невозможно открыть счет, не заполнив так называемую декларацию об установлении  бенефициара (“Form A” – Establishment oftheBeneficial Owner’sIdentity).

Кроме того, финансовым учреждениям ФАТФ запретила вести анонимные счета и счета, которые открыты на явно вымышленные имена.

Финансовая организация должна требовать информацию о целях и предполагаемом характере деловых отношений. Как правило, клиент заполняет определенную форму или декларацию о своем бизнесе, а также об объемах и периодичности предполагаемых операций. А банк в дальнейшем отслеживает совпадение декларируемой информации и реальной действительности.

Также от финансовых институтов ФАТФ требует проведения на постоянной основе проверок деловых отношений и тщательного анализа сделок, совершенных в рамках таких отношений.

В настоящий момент, как правило, сотрудники зарубежных банков, заинтересованных в российском рынке, регулярно (примерно раз в месяц) посещают Россию для встреч со своими российскими клиентами.

Особенно с теми, с кем еще не удалось встретиться, например, при процедуре открытия счета.

Клиент нефинансового учреждения также должен быть тщательно проверен. Эта рекомендация относится к проверке клиентов таких учреждений, как, казино, агентов по операциям с недвижимостью, адвокатов, нотариусов, независимых юристов и бухгалтеров, провайдеров услуг траста.

Например, в Великобритании в договоре, подписываемом с адвокатом, как правило, указываются сведения о бенефициаре. А также информация о том, что этот адвокат будет содействовать своему государству в мерах по борьбе с отмыванием денежных средств.

Причем законодательство устанавливает, что если адвокат проинформирует клиента о своих подозрениях, это повлечет для него уголовную ответственность (до 5 лет лишения свободы).

В то же время если он не проинформирует государство, то также понесет уголовную ответственность, но по другой статье Уголовного кодекса (по которой предусмотрено лишение свободы на срок до 8 лет).

Финансовые учреждения должны разрабатывать и внедрять специальные программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.

В настоящий момент в банках, соблюдающих рекомендации ФАТФ (а это, например, все российские и большинство зарубежных банков), существуют офицеры внутреннего контроля (Compliance officer), которые отвечают за борьбу с отмыванием и сомнительными операциями в рамках данного финансового учреждения. Кроме того, в каждом таком банке устанавливается специальный комплекс программного обеспечения, который по определенным критериям проверяют осуществляемые операции. Программа отбирает транзакции, по которым офицер обязан провести дополнительные контрольные мероприятия. После этого он свяжется с клиентом и потребует у него пояснения и дополнительные документы.

В любом государстве должен быть создан компетентный орган, который обязан контролировать и координировать мероприятия по предотвращению отмывания денег и финансированию терроризма. Во исполнение данной рекомендации, в каждой развитой стране создан аналог российской ФСФМ.

В зависимости от наличия такого государственного органа и его прав (законодательно закрепленных) анализировать, контролировать и вырабатывать определенную политику в стране, ФАТФ позиционирует то или иное государство как сотрудничающее в плане предотвращения отмывания денежных средств или уклоняющееся от такого сотрудничества.

Компетентные органы должны иметь возможность в любое время получить доступ к сведениям о бенефициарном владельце любого юридического лица или иного образования.

Изменения законодательства офшорных территорий в рамках рекомендации по обеспечению прозрачности юридических лиц чаще всего касаются открытого реестра акционеров и директоров, отмены акций на предъявителя, а также информационного сотрудничества с органами управления и контроля. Так, акции на предъявителя являлись некогда одним из самых популярных инструментов владения офшорной компанией. Поскольку осуществление закрепленных акцией прав и права собственности не требует идентификации владельца и его регистрации в реестре акционеров компании, следовательно, акция на предъявителя обеспечивает анонимность права собственности на компанию.

Акции на предъявителя были запрещены в ряде офшорных юрисдикций (Багамские острова, острова Мэн, Джерси, Маврикий). Тогда как иные юрисдикции приняли компромиссные меры: с одной стороны попытались соблюсти требования международных организаций, а с другой – требования клиентов, которые регистрируют и используют компании (Британские Виргинские острова, Белиз).

Так, на Белизе в 2001 году акции на предъявителя были иммобилизованы (выведены из свободного обращения).

Теперь, принимая решения о выпуске акций на предъявителя, компания не передает этот сертификат реальному собственнику, а оставляет его на хранение у зарегистрированного агента или его представителя за рубежом.

При этом держателю сертификата раскрывается информация о владельце акции. По сути основной принцип акций на предъявителя – ее конфиденциальность – теряется.

На Британских Виргинских островах (БВО) изменения законодательства тоже коснулись акций на предъявителя: возможность выпуска таких акций существует, однако их использование ограничено.

Установлена обязанность хранения акций у специального держателя (Custodian), уполномоченного или признанного Комиссией по финансовым услугам БВО (FSCBVI).

Установлено, что компания может выпускать акции на предъявителя только если это прописано в учредительных документах.

Источник: https://gsl.org/ru/press-center/press/protivostoyanie-ofshoram-i-nalogovoe-p/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.