Конфискация автомобиля за вождение в нетрезвом виде

Содержание

Автомобили нетрезвых хотят передать государству

Конфискация автомобиля за вождение в нетрезвом виде

МВД России предложило конфисковать автомобили пьяных водителей. Соответствующий законопроект уже направлен в правительство.

По данным “Ъ”, речь идет об автомобилистах, которые попались на повторном управлении машиной в нетрезвом виде и стали фигурантами уголовного дела, заведенного по ст. 264.1 УК.

Конфискация транспорта ранее предлагалась депутатами, экспертами и ГИБДД, но до законопроекта дело ни разу не доходило. В парламенте инициативу полиции называют «преждевременной».

«В правительство РФ направлены предложения МВД России относительно законодательного закрепления возможности конфискации транспортных средств, которыми управляли водители в состоянии опьянения, а также усиления ответственности за совершение отдельных правонарушений в области безопасности дорожного движения»,— сообщает ТАСС со ссылкой на официальный ответ из МВД. По данным «РИА Новости», документ направлен в Белый дом еще в марте 2019 года. От ГИБДД каких-либо разъяснений пока не поступило.

По сведениям “Ъ”, речь идет о поправках в КоАП и УК. В КоАП будет прописана ответственность для владельцев автомобилей, которые допустили нетрезвого водителя за руль (изменения будут вноситься, предположительно, в 19 главу кодекса).

Если же выявлен случай повторного управления в нетрезвом виде, то здесь будет применяться уже новая редакция Уголовного кодекса: машина будет конфискована по решению суда (независимо от того, кто является собственником). Вернуть ее будет невозможно, поскольку она будет изыматься в пользу государства с последующей реализацией/продажей.

Механизм исключения возможности садиться за руль пьяным водителям и конфискации их автомобилей обсуждается давно. В Госдуму вносилось несколько законопроектов, но ни один до рассмотрения так и не дошел.

В 2012 году конфискация авто предлагалась начальником ГИБДД России Виктором Ниловым. В 2016 году Минюст разработал альтернативный вариант: машина пьяного водителя задерживается на штрафстоянке до уплаты залога в 30 тыс. руб.

Законопроект был принят Госдумой в первом чтении и с тех пор дорабатывается.

В 2015–2016 годах конфискация автомобиля у водителей, которые повторно садились за руль в пьяном виде (и были осуждены по ст. 264.1 УК), применялась, говорит источник “Ъ”.

Но в мае 2016 года Верховный суд в своем пленуме разъяснил, что транспортное средство не может быть признано орудием совершения преступления, а значит, конфискацию применять нельзя.

Поскольку нацпроектом «Безопасные и качественные автодороги» поставлена задача существенно снизить число жертв от ДТП к 2024 году, в начале 2019 года в МВД было принято решение разработать законопроект для введения новой обеспечительной меры, что и было сделано.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков назвал идею МВД «преждевременной».

Он напомнил, что совсем недавно Госдума приняла закон, ужесточающий ответственность для водителей, сбегающих с места ДТП (как правило, они пьяные).

Кроме того, напоминает господин Лысаков, готовится еще один пакет поправок в УК, предполагающий повышение максимального срока лишения свободы для нетрезвых водителей до 15 лет. «Это серьезное ужесточение. Надо посмотреть, как будут работать эти законы, потом делать следующие шаги»,— считает Вячеслав Лысаков.

В целом, говорит депутат, инициатива вызывает «массу вопросов». «А если автомобиль принадлежит юрлицу или предприятию, почему оно должно страдать из-за действий водителя? — говорит он.— Кроме того, у нас уже сегодня за повторное пьяное вождение применяется штраф в 200–300 тыс. руб.

Это соответствует цене половины всех легковых автомобилей в России. Выплачивая такой штраф, автовладелец уже сегодня в ряде случаев вынужден продать свою машину. По сути, это та же конфискация, только в другой форме».

«Изымать ТС, не принадлежащее водителю, неправильно,— считает адвокат движения “Свобода выбора” Сергей Радько.— По сути, это наказание того, кто нарушения не совершал.

Кроме того, одним лишь усилением наказания проблему кардинально не решить, нужна какая-то программа борьбы с пьянством в целом.

Поскольку если люди пьют — рано или поздно они садятся за руль, и наказание просто всего лишь возмездие, а не мера предупреждения»

Иван Буранов

Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России опубликовал аналитический отчет о состоянии аварийности в России. Выявлен серьезный рост ДТП по причине неисправных грузовиков и нарушения правил мотоциклистами. Аварийность вследствие ям и выбоин на дорогах снижается, причем быстрее, чем в прошлые годы. Меньше становится аварий из-за неисправных автомобилей.

Читать далее

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3975370

Изымать машину за опьянение предлагают депутаты

Конфискация автомобиля за вождение в нетрезвом виде

Борьба с пьянством за рулём среди властей ведётся достаточно агрессивными темпами – лишение прав, уголовное преследование, штрафстоянка. Но этого мало, считают в правительстве – новый закон о возможности конфискации машины за езду в состоянии опьянения может стать реальностью, если соответствующий проект ФЗ примут в думе России, и у пьяниц смогут отнимать авто по суду.

Опьянение – какое наказание предусмотрено в 2021 году?

В действующем законодательстве в виде КоАП езда в состоянии опьянения карается санкцией в виде 3 ограничений прав и свобод автолюбителя:

  1. лишение прав на 1,5-2 года,
  2. штраф ГИБДД 30 000 рублей,
  3. эвакуация машины на штрафстоянку (не путать с конфискацией).

Первые 2 нормы предусматривает часть 1 статьи 12.8 КоАП. Последнюю как меру обеспечения – 27.13.

Но есть ещё наказания за повторное управление в пьяном виде. И оно гораздо жёстче. Его предусматривают сразу 2 различных статьи, и одна из них – уголовная.

Если пойманный в алкогольном или наркотическом опьянении водитель попадётся, будучи лишённым прав, то его ждёт:

  • арест на 10-15 суток (12.8, часть 3 КоАП),
  • временное изъятие авто на штрафстоянку.

А вот за повторность управления в состоянии опьянения – то есть если водитель попадётся в течение года после окончания срока лишения и/или оплаты штрафа, его ждёт наказание в виде одного из следующих:

  • штраф 200-300 тысяч, 
  • штраф в виде суммарного дохода за срок от 1 до 2 лет,
  • лишение свободы до 2 лет.

Это уже диктуется нормой статьи 264.1 УК РФ.

Но всё может измениться!

За повторную езду в опьянении у автолюбителей могут конфисковать автомобиль в пользу государства. Такое предложение выдвинул депутат Госдумы Максим Иванов от Единой России. Такая жёсткая мера, по его словам – вынужденная, так как действующие наказания никак не перевоспитывают любителей выпить за рулём.

Причём, конфискуют у вас автомобиль или нет, будет зависеть от того, в чьей машина собственности. Если вы попались за рулём не своего авто, то изъять его будут иметь права. Таково предложение депутата.

Корнем инициативы, по словам самого депутата, послужил позитивный опыт в этой области соседнего государства – Беларуси, где конфискация машины у пьяных водителей работает уже несколько лет. И вполне успешно.

Причём, там такой новый закон работает ещё суровее – транспортное средство могут отнять, даже если водитель не его владелец.

Таким образом, кто-то просто может очень жёстко подставить доверителя покататься на его ТС.

Когда новый закон о конфискации за опьянение вступит в силу?

Ещё очень не скоро. В отличие от большинства изменений и вновь появившихся законов и правил, которые мы публикуем, данный проект закона ещё формально не является даже проектом. Он не составлен в виде документа и не внесён на рассмотрение в думу России. Инициативой лишь поделился законодатель на своей странице в социальных сетях.

Далее для вступления в силу и возможности изымать машины у граждан в пьяном виде должно пройти достаточно много этапов продвижения законопроекта:

  1. проверка на законность
  2. регистрация в думе,
  3. внесение на общественное обсуждение,
  4. 1 чтение,
  5. 2 чтение,
  6. 3 чтение,
  7. принятие проекта
  8. подписание Президентом РФ,
  9. опубликование на официальных сайтах правовой информации,
  10. вступление в силу.

Как видим, целых 10 этапов для возможности конфискации авто за пьяную езду. То есть далеко не в 2021 году.

Много ли опасности представляют пьяные водители?

Для ответа на данный вопрос давайте заглянем в официальную статистику ГИБДД и сравним количество раненых и погибших в ДТП с пьяными водителями и с общим числом аварий на дорогах России в январе 2019 года.

Число ДТП с пьяными водителями

Общее число ДТП за январь 2019

В ДТП с пьяными автолюбителями:

  • на общее количество происшествий с пьяными водителями пришлось 1,6 раненых,
  • на все происшествия пришлось 0,14 погибших.

Среди общего числа аварий:

  • на общее число – 1,38 раненых,
  • на общее количество – 0,095 погибших.

Как видим, если человек пьян и попадает в дорожно-транспортное происшествие, то вероятность гибели или ранения людей (причём, и самого водителя тоже) хотя и не намного, но повышается. Только вот ключевое слово здесь должно быть не “намного”, а “существеннее”.

Каждая жизнь бесценна, здоровье людей тоже. Этим вполне можно оправдать конфискацию автомобилей у пьяниц за рулём.

Вот только насколько реальны корни нового закона в виде улучшения безопасности дорожного движения, а не простое обогащение бюджета и завязанных на нём деятелей, остаётся лишь догадываться и предполагать.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/n/izymat-mashinu-za-opyanenie-predlagayut-deputaty

Мвд хочет забирать авто у пьяных. что?!

Конфискация автомобиля за вождение в нетрезвом виде

25.05.2019 | 39338 просмотров

Рассказываем, почему идея изымать машины у нетрезвых автомобилистов не такая хорошая, как может показаться на первый взгляд.

«Пьяный водитель — убийца. Алкоголь и автомобиль несовместимы. Выпил? За руль не садись!». Согласны с этими тезисами? Отлично! Теперь вы знаете, что наши позиции по отношению к пьяной езде совпадают.

Действительно, не может быть оправдания тем, кто садится за руль в нетрезвом виде и тем более поступает так неоднократно. Однако вам наверняка интересно, почему мы вдруг вообще подняли эту тему и начали с таких элементарных постулатов? Сейчас поясним.

Буквально на днях МВД выступило с предложением конфисковывать автомобили у водителей, которые попались на пьяной езде. Машины предлагается изымать в пользу государства, а затем — продавать на специальных аукционах.

Необходимость данной меры в МВД объясняют статистикой аварийности: в 2018 году из-за пьяных водителей произошло примерно каждое десятое ДТП. Соответствующий законопроект ведомство уже направило на рассмотрение в правительство, то есть, похоже, на этот раз все действительно серьезно.

Казалось бы, после высказанных нами тезисов мы должны быть горячими сторонниками предложенной меры. Однако против этой инициативы есть веские аргументы. И если их рассмотреть, то убеждаешься: принимать закон о конфискации автомобиля за езду в нетрезвом виде нельзя ни в коем случае. И вот почему.

Причем здесь автомобиль?

Начнем с простого: идея изымать у пьяных водителей автомобили вовсе не нова. Аналогичный законопроект о конфискации транспорта уже вносился в Госдуму, но в 2014 году был отклонен.

Депутаты посчитали, что такую меру можно применять только к собственникам ТС, а другие водители смогут избежать наказания.

Тем не менее уже в 2015 году суды начали конфисковывать автомобили, но на другом основании: к тому времени вступила в силу редакция Уголовного кодекса, ужесточавшая наказание для тех, кто повторно садится за руль пьяным.

А автомобили, согласно логике некоторых судей, становились таким образом орудием совершения преступления и могли быть изъяты. Однако в мае 2016 года такой практике был положен конец. Пленум Верховного суда принял решение, согласно которому автомобиль не может быть признан орудием совершения преступления, следовательно, его нельзя конфисковать.

То есть уже на данном этапе новый законопроект МВД вступает в прямое противоречие с решением Верховного суда. Но, допустим, это противоречие удастся каким-то образом обойти (в российской практике хватает подобных примеров). Можно ли меру поддержать? Никак нет.

Прежде всего, неясно, почему в МВД считают, что конфискация автомобиля должна остановить любителей езды подшофе, если под удар попадают исключительно собственники машин.

А что если пьяница сел за руль не своего автомобиля, а, скажем, машины жены или какого-нибудь еще родственника? Тоже конфисковывать? Но тогда выходит, что наказанию в той или иной форме подвергнется не только тот, кто преступил закон, но и совершенно посторонний человек.

Кто-то скажет: «Нужно думать, кому даешь ключи от машины!». Это так. Вот только не всегда владелец автомобиля знает, в каком именно состоянии сядет за руль человек, которому доверили управление.

Если вам не нравится пример с родственниками, подумайте о профессиональных водителях — экспедиторах, дальнобойщиках, водителях автобусов. Очень редко когда они сидят за рулем своих собственных транспортных средств. Как быть с ними? И как поступить, если на «пьянке» поймают пользователя популярного нынче каршеринга?

Все равны, но некоторые — равнее

Да и к конфискации автомобилей у собственников тоже много вопросов.

Знаете ли вы, что аналогичный закон об изъятии транспортных средств у нетрезвых водителей с 2013 года действует в Беларуси? После его принятия в соседней республике перестали пить за рулем? Как бы не так! То есть количество пьяных, конечно, снижается, но совсем не так, как видится сторонникам подобных мер (а новых минусов при этом — достаточно). Согласно статистике, в 2013 году ГАИ РБ задержало 36,6 тыс. нетрезвых водителей, в 2014 г. — 31 тыс., в 2015 г. — 28,2 тыс., в 2016 г. — 26,4 тыс., а в 2017 г. — 23,6 тыс.. Более того, местные любители покататься подшофе даже придумали оригинальный способ снизить тяжесть последствий задержания. Они просто покупают дешевые развалюхи, расстаться с которыми будет не жаль в случае остановки инспектором ГАИ. Так что новости с заголовками в стиле «Пьяный бесправник протаранил четыре машины», к сожалению, все так же регулярно появляются у наших соседей. Конфискация не помогла!

На этом наши размышления о предложенном МВД законопроекте можно было бы закончить: идея конфискации уже выглядит очень сомнительно. Но нельзя не упомянуть еще об одной проблеме, особенно остро стоящей в России.

Знаете ли вы, что согласно действующему законодательству инспектор ГИБДД не может отстранять от управления и направлять на медосвидетельствование прокуроров и судей? То есть сотрудник ДПС может лишь составить рапорт о допущенном, на его взгляд, нарушении и передать его начальству.

Что же изменится для нетрезвых судей и прокуроров в случае принятия закона? Ровным счетом ничего! Более того, фактически в России окончательно сложится два класса водителей: простые граждане, которых будут наказывать по всей строгости закона и жестко карать за нарушения, вплоть до отчуждения прав собственности (которая, как мы сказали выше, может им даже не принадлежать!), и привилегированные особы, которым можно будет безнаказанно совершать даже самые тяжкие нарушения.

https://www.youtube.com/watch?v=ohZkP1xzsdE

И это мы еще не упомянули о коррупции! Знаете ли вы, что уровень жизни полицейских за последние пять лет существенно упал? Причем это не какие-то домыслы, об этом официально заявил замглавы МВД РФ Аркадий Гостев.

Он отметил, что в период с 2012 по 2018 год зарплаты полицейских индексировались лишь один раз в 2018 году, и то всего лишь на 4%. Как на этом фоне выглядит предложенная мера о конфискации авто нетрезвых водителей? Для нечистых на руку сотрудников ГИБДД — как самая настоящая возможность подзаработать.

Только представьте: вас тормозит инспектор ДПС, который утверждает, что вы пьяны и вас надо лишить не только прав, но еще и автомобиля. А потом он предлагает за определенную сумму быстро и без суда «решить вопрос полюбовно».

Такая ситуация, конечно, не означает, что все водители будут сразу же соглашаться (хотя о том, что инспекторы ГИБДД — тонкие психологи, забывать не стоит). Однако даже законопослушным автомобилистам такая ситуация наверняка будет стоить нервов.

Суровость наказания или неотвратимость?

Ну и, наконец, несколько слов о теории наказания вообще. Поскольку государства существуют на Земле очень давно, то и философских концепций того, как стоит поступать с лицами, преступившими закон, также немало.

Одни философы полагали, что наказание должно быть возмездием за совершенное зло, другие видели в нем способ предупредить дальнейшие злодеяния, третьи же считали, что наказание должно быть таким, чтобы помочь человеку исправиться. Как следствие, к XXI веку в каждой развитой стране мира выработалась своя сложная правовая система.

Но их объединяет одно — комплексность подхода.

То есть признается, что то или иное наказание не должно быть просто максимально жестким (хотя, казалось бы, чем большая угроза нависает над потенциальным нарушителем — тем лучше), но и соответствовать тяжести деяния, быть фактически выполнимым и должно служить исправлению человека и изменению его поведения. Вот, к примеру, как принцип пропорциональности сформулирован в правовой системе Европейского Союза:

  • Любая мера должна иметь законную цель.
  • Мера должна служить достижению цели (то есть требуется предоставить доказательства, что мера будет работать).
  • Мера должна быть необходима для достижения цели. Любые другие менее обременительные способы достижения цели должны отсутствовать.
  • Мера должна быть обоснованной, учитывая конфликт интересов различных существующих групп.

Только при соответствии этим критериям законодательная инициатива будет иметь шансы получить зеленый свет в ЕС. То есть даже если кто-то предложит откровенно дурной законопроект (например, сажать в тюрьму каждого пешехода за переход улицы в неположенном месте), она никогда не станет законом — все прекрасно понимают, что он просто-напросто не будет работать, несмотря на свою суровость.

А вот неотвратимость наказания — это совсем другой принцип. Этому понятию в современных правовых системах уделяется очень много внимания.

И современные криминологи приходят к однозначному выводу: неотвратимость наказания (даже не самого строгого) имеет гораздо больший эффект на преступника, чем суровость наказания.

Грубо говоря, если человек знает, что его почти со 100-процентной вероятностью поймают, он вряд ли пойдет на преступление в отличие от ситуаций, когда наказание суровое, но и шансы выйти сухим из воды немаленькие.

Причем здесь законопроект о конфискации автомобилей у пьяных водителей? Очень просто. Это — достаточно суровое наказание, которое, как мы уже объяснили выше, не является неотвратимым для всех. И в этом один из главных его недостатков.

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/69115.html

Мвд разработаны поправки в коап о конфискации автомобилей у пьяных водителей

Конфискация автомобиля за вождение в нетрезвом виде

В ходе разработки проекта нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) от МВД продолжают поступать новые уточнения и предложения, которые, в том числе, касаются достаточно противоречивой среди автомобилистов темы – конфискации автомобилей у водителей, повторно пойманных за рулем в пьяном виде.

Новый КоАП с 1 января 2021 года: штрафы в зависимости от дохода и многое другое

Подробности сегодня в Совете Федерации рассказал замглавы ГИБДД Владимир Кузин. В частности, было объявлено, что уже сформированы предложения, которые введут возможность конфискации транспортных средств в случае нарушения правил, связанных с неоднократным управлением автомобиля в состоянии алкогольного опьянения.

Но самое важное – как будет изыматься автомобиль, на какой срок и что с ним будет происходить после конфискации – в итоге остается неясным, поскольку проект находится в активной проработке. Варианты есть, но, как понятно, в закон войдет лишь один из множества.

Давайте рассмотрим основные вопросы, возникающие по проекту КоАП по части конфискации машин, и дадим на них ответы, пока почерпнутые из прозвучавших предложений. Думаем, нашим читателям будет полезно узнать гипотетические нововведения, которые появятся в новом КоАП, одном из важнейших документов, касающемся жизни каждого россиянина в ближайшем будущем.

Когда может вступить в силу новый КоАП РФ с поправками?

Ответ:

Как ожидается, новый КоАП вступит в силу с 1 января 2021 года.

Вопрос:

Какой будет процедура конфискации автомобиля у нетрезвых водителей

Ответ:

Как мы уже писали ранее, точного варианта сценария конфискации еще не существует. Есть только наработки с парой озвученных предложений. В частности, конфискация будет происходить по решению суда. Это, впрочем, и понятно, а вот дальше следует несколько важных нюансов, на которые стоит ответить отдельно.

Вопрос:

Конфисковать будут автомобиль только у собственника?

Ответ:

Нет, предполагается, что процедуре могут давать ход даже в том случае, если за рулем находился не собственник ТС. При этом, конечно, в случае, если он находится за рулем на законных основаниях.

Таким образом, законодатель дает понять, что владелец автомобиля должен знать, кого пускает за руль, и, соответственно, нести ответственность за этих граждан.

Тем более что речь идет о рецидиве пьяной езды на ТС.

Вопрос:

Изымать будут только автомобили или любые ТС?

Ответ:

Предполагается, что конфискации по решению суда будут подлежать любые транспортные средства – от автомобилей до мотоциклов.

Вопрос:

Как можно будет вернуть автомобиль/мотоцикл?

Ответ:

Пока в обсуждениях пришли к выводу о том, что транспортное средство должно изыматься в пользу государства с последующей продажей. То есть вернуть автомобиль или мотоцикл будет невозможно!

Вот этот момент на самом деле и может вызывать крайне много вопросов у автомобилистов. Слишком это сурово и не исключает ошибок. Например, всем известно, что «выхлоп» может обнаружиться при употреблении незапрещенных препаратов.

Вопрос:

Будут ли конфисковать автомобили у лиц в наркотическом опьянении?

Ответ:

Нетрезвый водитель может быть нетрезв по разным причинам, поэтому, скорее всего, речь также идет и об автомобилистах, севших за руль «под веществами». Хотя этот момент не уточняется.

Также хотелось бы отметить, что эти предложения могут еще не одобрить профильные комитеты Госдумы и правительство. Норму пытается ввести Министерство внутренних дел, тем не менее такое предложение получало отрицательные отзывы и до слушаний в Госдуме не доходило. Формулировка отказов: незаконно конфисковать автомобиль у водителя, который ему не принадлежит.

В ответ МВД делает акцент на том, что конфисковываться автомобиль будет у водителя, который попался в нетрезвом виде, в качестве меры обеспечения (при условии, что этот водитель собственник этого автомобиля), а также на том, что собственники автомобилей должны отвечать за тех, кому доверяют авто, что не выдерживает правовой критики.

Более того, пленум Верховного суда ранее указывал, что по уголовным делам, связанным с нарушением ПДД, а именно статьями 264 Уголовного кодекса и повторной ездой в состоянии опьянения по статье 264.1 УК, транспортное средство не может быть признано орудием совершения преступления, а значит, не подлежит конфискации.

То есть, получается, если норму введут, тех водителей, кто повторно садится за руль пьяным и уже получает уголовную, а не административную ответственность, будут не только штрафовать или давать срок заключения, но и лишать права собственности.

Так не долго до другого имущества дойти, если не удастся уменьшить количество пьяных за рулем. Может быть, проще ужесточить уголовную ответственность?

С другой стороны, бороться с пьяными водителями на дорогах нужно. И, может быть, конфискация авто – это действенный метод. Но лишь бы те самые «щепки» не полетели, когда начнут рубить «лес».

Источник: https://1gai.ru/baza-znaniy/524021-mvd-razrabotany-popravki-v-koap-o-konfiskacii-avtomobilej-u-pjanyh-voditelej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.